Аннотация
рабочей программы дисциплины
Б1.О.01.03 Русский язык и межкультурная коммуникация
кафедра филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного
- Цель и задачи дисциплины
Цель: формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста для профессионального общения и межкультурного взаимодействия.
Задачи:
- повышение культуры общения;
- формирование знаний системы норм современного литературного русского языка;
- развитие навыков и умений в области деловой и научной речи;
- формирование ответственности в выборе языковых средств в устной и письменной речи;
- воспитание бережного отношения к родному языку и толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;
- восстановление и укрепление орфографических и пунктуационных навыков;
- формирование умения использовать языковые единицы для достижения коммуникативного замысла.
- Место дисциплины в структуре учебного плана
Дисциплина «Б1.О.01.03 Русский язык и межкультурная коммуникация» входит в состав модуля «Формирование гражданской и культурной идентичности» в рамках обязательной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы специалитета и бакалавриата. Дисциплина изучается в 1 семестре, базируется на знаниях, приобретенных обучающимися из школьной программы, формирует умения, важные для качественного выполнения курсовых работ, выпускных квалификационных работ, формирования профессиональных коммуникативных качеств будущего специалиста.
- Общий объём дисциплины
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з.е. (108 час.).
- Планируемые результаты обучения
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Код |
Наименование компетенции выпускника, закрепленных за дисциплиной в учебном плане в соответствии с действующим ФГОС ВО |
УК-4
|
способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
УК-5 |
способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте |
- Контроль успеваемости
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля:
Зачет проводится в форме собеседования. На зачете студент получает задание по одной из тем дисциплины. Студент должен показать знание теоретических положений, уметь привести примеры, аргументировать свою точку зрения. К зачету студент должен представить выполненные домашние самостоятельные работы по каждому из разделов курса. Если студент по какой-либо причине имеет задолженность по одной или нескольким темам, он получает дополнительные задания или вопросы. При подведении итогов учитывается работа студента в течение семестра.
Рубежная аттестация проходит в форме выполнения проверочных работ (диктант, проверочная работа по анализу текста определенного стиля, выступление с сообщением реферативного характера), тестирование.
«Зачтено» («отлично»/«хорошо»/«удовлетворительно») ставится, если студент обнаруживает уверенное владение материалом, дает полный, исчерпывающий ответ, отвечает на дополнительные вопросы, владеет практическими навыками; компетенции, указанные в рабочей программе, освоены.
«Не зачтено» («неудовлетворительно») ставится, если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, не владеет практическими навыками; компетенции, указанные рабочей в программе, не освоены.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование по проблемам пропущенных практических занятий, обязательное выполнение программы самостоятельной работы.
- информация
В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: как традиционные (лекционно-аудиторных), так и современные технологий обучения.
Лекционный материал разделен на 4 модуля. Распределение лекционных занятий, а также самостоятельной работы по модулям представлено выше в таблице 5.2.
В курсе «Русский язык и межкультурная коммуникация» должны быть раскрыты и проработаны в содержательном плане все вопросы школьного курса русского языка, показаны его проблемы и специфика на фоне вузовского подхода к проблеме.
При осуществлении образовательного процесса используются разнообразные образовательные технологии, в том числе
- традиционные и интерактивные лекции;
технология проблемного обучения;
личностно-ориентированные технологии;
практические занятия с обсуждением основных проблем и решением практико-ориентированных задач;
работа в группах, развивающая у обучающихся навыки командной работы;
решение ситуационных задач;
обсуждение рефератов.
Кроме того, используются приемы информационных технологий: мультимедийные презентации, работа с интернет-ресурсами.
При чтении лекций предусматривается использование презентационных материалов, мультимедийного и мультипроекторного оборудования. Это позволяет повысить уровень восприятия теоретического материала учебного курса.
По завершении каждой темы предусматривается проведение миниопроса (минитестирования) студентов по изученной тематике с целью проверки остаточных знаний.
Преподавателю, ведущему курс по дисциплине «Русский язык и межкультурная коммуникация», необходимо учитывать многообразие подходов к различным языковым явлениям, существующим в лингвистической литературе.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия, самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студентов включает:
работу с учебной литературой, с научной литературой и составление конспектов;
работу со словарями и справочной литературой;
выполнение тренировочных заданий к практическим и лабораторным занятиям;
подготовку сообщений по отдельным аспектам изучаемых тем;
выполнение предложенных тестов и тестовых заданий;
чтение конспектов лекций, проработка материалов учебников и учебных пособий, дополнительных источников;
подготовку к практическим (лабораторным) занятиям;
подготовку к промежуточным контрольным мероприятиям;
аудиторную самостоятельную работу при выполнении по завершению каждого лекционного модуля миниопроса (минитестирования) студентов по изученной тематике с целью проверки остаточных знаний;
подготовку доклада (реферата).
Темы докладов к каждому семинарскому занятию определяются преподавателем в соответствии с программой дисциплины. Выбрав тему, обучающийся должен подобрать соответствующий информационный, статистический материал и провести его предварительный анализ на основе списка источников (основной и дополнительной литературы). Основная и дополнительная литература, включая электронные источники информации, содержится в фондах библиотеки университета (см. раздел «Учебно-методическое обеспечение дисциплины»).
Кроме того, в ходе занятий по дисциплине «Русский язык и межкультурная коммуникация» используются такие интерактивные формы работы, предполагающие самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя, как дискуссия – с целью развития критического мышления, умения смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, высказывать свое мнение, слушать других и уметь вести дискуссию со своим оппонентом в спокойной, доброжелательной манере; анализ ситуаций (case study) – с целью выявления, отбора и решения проблемных ситуаций; осмысления значения деталей, описанных в ситуации; анализа и синтеза информации и аргументов; оценки альтернатив; принятия решений; овладения навыком восприятия и понимания других людей.
Интерактивное обучение – это прежде всего «диалоговое обучение», в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студентов. Интерактивное обучение предполагает активное участие студентов в образовательном процессе, коллективное обсуждение вопросов, рассматриваемых в ходе лекционных и практических занятий, выполнение творческих заданий, направленных на развитие мотивации студентов к обучению, их познавательной активности, выработке коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии:
работу с учебной литературой, с научной литературой и составление конспектов;
работу со словарями и справочной литературой;
выполнение тренировочных заданий к практическим и лабораторным занятиям;
подготовку сообщений по отдельным аспектам изучаемых тем;
выполнение предложенных тестов и тестовых заданий;
чтение конспектов лекций, проработка материалов учебников и учебных пособий, дополнительных источников;
подготовку к практическим (лабораторным) занятиям;
подготовку к промежуточным контрольным мероприятиям;
аудиторную самостоятельную работу при выполнении по завершению каждого лекционного модуля миниопроса (минитестирования) студентов по изученной тематике с целью проверки остаточных знаний;
подготовку доклада (реферата).
- Преподаватель: Софья Дмитриева
- Преподаватель: Елена Валерьевна Ковалых
- Преподаватель: Софья Дмитриева
- Преподаватель: Наталья Федорова
- Преподаватель: Софья Дмитриева
- Преподаватель: Елена Валерьевна Ковалых
- Преподаватель: Софья Дмитриева
- Преподаватель: Софья Дмитриева
В результате освоения дисциплины студент:
1. должен знать:
- основные формулы речевого этикета; вербальные и невербальные средства их выражения;
- особенности речевого этикета в России.
2. должен уметь:
- использовать формулы речевого этикета в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- использовать теоретические знания в вербальном оформлении и анализе устного высказывания, своего речевого намерения в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, учитывая специфику культуры и традиций в России.
3. должен владеть:
- речевыми навыками на уровне, позволяющем успешно реализовывать как профессиональную деятельность, так и цели общения в межкультурной коммуникации.
4. должен демонстрировать способность и готовность:
- владеть языком на уровне, определяемом конкретной педагогической ситуацией, овладеть
умениями общения на иностранном языке.
- Преподаватель: Софья Дмитриева
- Преподаватель: Елена Валерьевна Ковалых