Аннотация

рабочей программы дисциплины

 

Б1.О.01.03 Русский язык и межкультурная коммуникация

 


 

кафедра филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного

 

  • Цель и задачи дисциплины

Цель: формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста для профессионального общения и межкультурного взаимодействия.

Задачи:

  • повышение культуры общения;
  • формирование знаний системы норм современного литературного русского языка;
  • развитие навыков и умений в области деловой и научной речи;
  • формирование ответственности в выборе языковых средств в устной и письменной речи;
  • воспитание бережного отношения к родному языку и толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;
  • восстановление и укрепление орфографических и пунктуационных навыков;
  • формирование умения использовать языковые единицы для достижения коммуникативного замысла.
  •  
  • Место дисциплины в структуре учебного плана

Дисциплина «Б1.О.01.03 Русский язык и межкультурная коммуникация» входит в состав модуля «Формирование гражданской и культурной идентичности» в рамках обязательной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы специалитета и бакалавриата. Дисциплина изучается в 1 семестре, базируется на знаниях, приобретенных обучающимися из школьной программы, формирует умения, важные для качественного выполнения курсовых работ, выпускных квалификационных работ, формирования профессиональных коммуникативных качеств будущего специалиста.

 

  • Общий объём дисциплины
  • Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з.е. (108 час.).
  •  
  • Планируемые результаты обучения

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Код

Наименование компетенции выпускника,

закрепленных за дисциплиной в учебном плане

в соответствии с действующим ФГОС ВО

УК-4

 

способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

УК-5

способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте

 

 

  • Контроль успеваемости

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля:

Зачет проводится в форме собеседования. На зачете студент получает задание по одной из тем дисциплины. Студент должен показать знание теоретических положений, уметь привести примеры, аргументировать свою точку зрения. К зачету студент должен представить выполненные домашние самостоятельные работы по каждому из разделов курса. Если студент по какой-либо причине имеет задолженность по одной или нескольким темам, он получает дополнительные задания или вопросы. При подведении итогов учитывается работа студента в течение семестра.

Рубежная аттестация проходит в форме выполнения проверочных работ (диктант, проверочная работа по анализу текста определенного стиля, выступление с сообщением реферативного характера), тестирование.

«Зачтено» («отлично»хорошо»/«удовлетворительно») ставится, если студент обнаруживает уверенное владение материалом, дает полный, исчерпывающий ответ, отвечает на дополнительные вопросы, владеет практическими навыками; компетенции, указанные в рабочей программе, освоены.

«Не зачтено» («неудовлетворительно») ставится, если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, не владеет практическими навыками; компетенции, указанные рабочей в программе, не освоены.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование по проблемам пропущенных практических занятий, обязательное выполнение программы самостоятельной работы.

  • информация

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: как традиционные (лекционно-аудиторных), так и современные технологий обучения.

Лекционный материал разделен на 4 модуля. Распределение лекционных занятий, а также самостоятельной работы по модулям представлено выше в таблице 5.2.

В курсе «Русский язык и межкультурная коммуникация» должны быть раскрыты и проработаны в содержательном плане все вопросы школьного курса русского языка, показаны его проблемы и специфика на фоне вузовского подхода к проблеме.

При осуществлении образовательного процесса используются разнообразные образовательные технологии, в том числе

  • традиционные и интерактивные лекции;

технология проблемного обучения;

личностно-ориентированные технологии;

практические занятия с обсуждением основных проблем и решением практико-ориентированных задач;

работа в группах, развивающая у обучающихся навыки командной работы;

решение ситуационных задач;

обсуждение рефератов.

Кроме того, используются приемы информационных технологий: мультимедийные презентации, работа с интернет-ресурсами.

При чтении лекций предусматривается использование презентационных материалов, мультимедийного и мультипроекторного оборудования. Это позволяет повысить уровень восприятия теоретического материала учебного курса.

По завершении каждой темы предусматривается проведение миниопроса (минитестирования) студентов по изученной тематике с целью проверки остаточных знаний.

Преподавателю, ведущему курс по дисциплине «Русский язык и межкультурная коммуникация», необходимо учитывать многообразие подходов к различным языковым явлениям, существующим в лингвистической литературе.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия, самостоятельная работа.

Самостоятельная работа студентов включает:

работу с учебной литературой, с научной литературой и составление конспектов;

работу со словарями и справочной литературой;

выполнение тренировочных заданий к практическим и лабораторным занятиям;

подготовку сообщений по отдельным аспектам изучаемых тем;

выполнение предложенных тестов и тестовых заданий;

чтение конспектов лекций, проработка материалов учебников и учебных пособий, дополнительных источников;

подготовку к практическим (лабораторным) занятиям;

подготовку к промежуточным контрольным мероприятиям;

аудиторную самостоятельную работу при выполнении по завершению каждого лекционного модуля миниопроса (минитестирования) студентов по изученной тематике с целью проверки остаточных знаний;

подготовку доклада (реферата).

Темы докладов к каждому семинарскому занятию определяются преподавателем в соответствии с программой дисциплины. Выбрав тему, обучающийся должен подобрать соответствующий информационный, статистический материал и провести его предварительный анализ на основе списка источников (основной и дополнительной литературы). Основная и дополнительная литература, включая электронные источники информации, содержится в фондах библиотеки университета (см. раздел «Учебно-методическое обеспечение дисциплины»).

Кроме того, в ходе занятий по дисциплине «Русский язык и межкультурная коммуникация» используются такие интерактивные формы работы, предполагающие самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя, как дискуссия – с целью развития критического мышления, умения смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, высказывать свое мнение, слушать других и уметь вести дискуссию со своим оппонентом в спокойной, доброжелательной манере; анализ ситуаций (case study) – с целью выявления, отбора и решения проблемных ситуаций; осмысления значения деталей, описанных в ситуации; анализа и синтеза информации и аргументов; оценки альтернатив; принятия решений; овладения навыком восприятия и понимания других людей.

Интерактивное обучение – это прежде всего «диалоговое обучение», в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студентов. Интерактивное обучение предполагает активное участие студентов в образовательном процессе, коллективное обсуждение вопросов, рассматриваемых в ходе лекционных и практических занятий, выполнение творческих заданий, направленных на развитие мотивации студентов к обучению, их познавательной активности, выработке коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии:

работу с учебной литературой, с научной литературой и составление конспектов;

работу со словарями и справочной литературой;

выполнение тренировочных заданий к практическим и лабораторным занятиям;

подготовку сообщений по отдельным аспектам изучаемых тем;

выполнение предложенных тестов и тестовых заданий;

чтение конспектов лекций, проработка материалов учебников и учебных пособий, дополнительных источников;

подготовку к практическим (лабораторным) занятиям;

подготовку к промежуточным контрольным мероприятиям;

аудиторную самостоятельную работу при выполнении по завершению каждого лекционного модуля миниопроса (минитестирования) студентов по изученной тематике с целью проверки остаточных знаний;

подготовку доклада (реферата).

 


В результате освоения дисциплины студент: 

 1. должен знать: 

 - основные формулы речевого этикета; вербальные и невербальные средства их выражения; 

- особенности речевого этикета в России. 

 2. должен уметь: 

 - использовать формулы речевого этикета в соответствии с конкретной ситуацией общения; 

- использовать теоретические знания в вербальном оформлении и анализе устного высказывания, своего речевого намерения в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, учитывая специфику культуры и традиций в России.

3. должен владеть: 

 - речевыми навыками на уровне, позволяющем успешно реализовывать как профессиональную деятельность, так и цели общения в межкультурной коммуникации. 

 4. должен демонстрировать способность и готовность: 

- владеть языком на уровне, определяемом конкретной педагогической ситуацией, овладеть умениями общения на иностранном языке.