1. Основная цель и задачи курса:
Цель - выработать у будущих педагогов сознательное отношение к своему здоровью и воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье учащихся.
Задачи:
· развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни;
· формирование представления о наиболее распространенных инфекционных и неинфекционных болезнях и возможностях их предупреждения;
· формирование знаний, навыков и умений оказания первой медицинской помощи детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях при неотложных состояниях;
· ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания школьников.
2. Место дисциплины в структуре учебного плана:
Дисциплина изучается в рамках модуля Б1. («Базовая часть») в 3-ем семестре. Для освоения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» используются знания, умения и компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин Б.1.Б.5 «Безопасность жизнедеятельности», Б.1.Б.12 «Естественно-научная картина мира», Б.1.Б.17 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Освоение дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины Б.1.В.ОД.9 «Экология», а также дисциплин профильной подготовки студентов Б.1.В.ОД.7 «Химия окружающей среды». Опыт, полученный на занятиях курса, будет полезен студентам на педагогической практике.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС3+ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование»:
Ø готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);
Ø способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
· нормы физиологических показателей организма (ОПК-6);
· признаки аллергических и судорожных состояний (ОПК-6);
· признаки отравления химическими веществами, лекарственными препаратами и веществами бытовой химии (ОПК-6);
· принципы воздействия на кровообращение (ОПК-6);
· пути введения лекарств в организм ребенка (ОПК-6);
· признаки и принципы оказания неотложной медицинской помощи при: внезапной остановке сердца, клинической и биологической смерти; потери сознания; утоплении; электротравме; ожогах; артериальном и венозном кровотечении; ранах и их осложнениях; переломах костей верхних и нижних конечностей, позвоночника и малого таза; травматическом шоке (ОПК-6);
· принципы проведения профилактических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний в детских коллективах (ОПК-6);
· основополагающие принципы здорового образа жизни (ОПК-6);
· педагогические средства формирования ЗОЖ у школьников (ОПК-6).
уметь:
· провести реанимацию при внезапной остановке сердца и дыхания (ОК-9);
· остановить кровотечение пальцевым прижатием артерии или максимальным сгибанием конечности, наложить кровоостанавливающий жгут или импровизированный «жгут-закрутку» (ОК-9);
· ;обработать рану, наложить бинтовую давящую повязку на различные участки тела, наложить транспортные шины при переломах конечностей (ОК-9);
· сделать «захват жизни» при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути (ОК-9).
владеть:
· методами оказания комплексной доврачебной помощи детям при неотложных состояниях (ОК-9);
· методами контроля за состоянием здоровья школьников (ОПК-6);
· технологиями профилактики «школьных» нарушений здоровья (школьный стресс, нарушения осанки, снижение зрения и пр.) (ОПК-6).