1.      Основная цель и задачи курса:

Цель - выработать у будущих педагогов сознательное отношение к своему здоровью и воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье учащихся.

Задачи:

·         развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни;

·         формирование представления о наиболее распространенных инфекционных и неинфекционных  болезнях и  возможностях их предупреждения;

·         формирование знаний, навыков и умений оказания первой медицинской помощи детям и подросткам  в чрезвычайных ситуациях при неотложных состояниях;

·         ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания школьников.

2.      Место дисциплины в структуре учебного плана:

Дисциплина изучается в рамках модуля Б1.  («Базовая часть») в 3-ем семестре. Для освоения дисциплины   «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»  используются знания, умения и компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин Б.1.Б.5 «Безопасность жизнедеятельности», Б.1.Б.12 «Естественно-научная картина мира», Б.1.Б.17 «Возрастная анатомия,  физиология и гигиена».

Освоение дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»   является необходимой основой для последующего изучения дисциплины  Б.1.В.ОД.9 «Экология», а также  дисциплин профильной подготовки студентов Б.1.В.ОД.7 «Химия окружающей среды». Опыт, полученный на занятиях курса, будет полезен студентам на педагогической практике.

3.      Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС3+ по направлению подготовки  44.03.05 «Педагогическое образование»:

Ø  готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);

Ø  способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

 

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

·         нормы физиологических показателей организма (ОПК-6);

·         признаки аллергических и судорожных состояний (ОПК-6);

·         признаки отравления химическими веществами, лекарственными препаратами и веществами бытовой химии (ОПК-6);

·         принципы воздействия на кровообращение (ОПК-6);

·         пути введения лекарств в организм ребенка (ОПК-6);

·         признаки и принципы оказания неотложной медицинской помощи при: внезапной остановке сердца, клинической и биологической смерти; потери сознания; утоплении; электротравме; ожогах; артериальном и венозном кровотечении; ранах и их осложнениях;  переломах костей верхних и нижних конечностей, позвоночника и малого таза; травматическом шоке (ОПК-6);

·         принципы проведения профилактических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний в детских коллективах (ОПК-6);

·         основополагающие принципы здорового образа жизни (ОПК-6);

·         педагогические средства формирования ЗОЖ у школьников (ОПК-6).

уметь:

·         провести реанимацию при внезапной остановке сердца и дыхания (ОК-9);

·         остановить кровотечение пальцевым прижатием артерии или максимальным сгибанием конечности, наложить кровоостанавливающий жгут или импровизированный «жгут-закрутку» (ОК-9);

·         ;обработать рану, наложить бинтовую давящую повязку на различные участки тела, наложить транспортные шины при переломах конечностей (ОК-9);

·         сделать «захват жизни» при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути (ОК-9).

владеть:

·         методами оказания комплексной доврачебной  помощи детям  при неотложных состояниях (ОК-9);

·         методами контроля за состоянием здоровья школьников         (ОПК-6);

·         технологиями  профилактики  «школьных»  нарушений здоровья (школьный стресс, нарушения осанки, снижение зрения и пр.) (ОПК-6).

4.       Общая трудоемкость дисциплины:  2 з.е. (72 часа) в том числе: аудиторные занятия - 32 часа (лекции – 14, лабораторные – 6, практические – 12), самостоятельная работа – 40 часов.