В настоящей части курса рассматриваются формы межвидовых биотических связей в биоценозах. Паразитизм, адаптации к паразитическому образу жизни, распространённость паразитизма в природе. Симбиоз, мутуализм и др. типы взаимоотношений живых организмов. Абиотические связи. Антропогенные факторы. Освещаются вопросы паразитизма, как экологического явления. Описываются морфология, биология и медицинское значение наиболее распространённых паразитических простейших, гельминтов и членистоногих, а также патогенез, симптоматика, и меры профилактики вызываемых ими заболеваний.

Цель. Дать представление о строении и возрастных изменениях органов и их систем: опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, эндокринной, репродуктивной систем, системе кожных покровов. Познакомиться с макро- и микроскопическим строением органов. Показать место человека в системе животного мира. Обратить особое внимание на роль биологических и социальных факторов в развитии организма человека и  влияние факторов среды на анатомическую изменчивость. Изучить филогенез органов и их систем.

Задачи. Раскрыть историю развития анатомии и ее определённых направлений. Роль русских и советских учёных в развитии анатомии. Современное состояние науки, ее перспективы и задачи на современном этапе. Познакомить студентов с основными методами анатомических исследований: морфологическими, сравнительными, экспериментальными, эволюционными, экологическими,  возрастными.

Изложить строение каждой системы органов в плане онто- и филогенеза органа и с учётом динамической, функциональной анатомии, подчёркивающей неразрывность взаимоотношений формы и функции, их глубокую взаимную обусловленность. Внимание студентов сосредоточивается на процессах становления человека под воздействием труда и под влиянием социальной среды на формообразование.

Особое внимание уделить возрастной анатомии и практическому применению анатомических знаний для обоснования гигиенических требований и оздоровительных мероприятий, что является особенно важным в подготовке учителя биологии.

Показать связь анатомии с рядом биологических дисциплин: гистологией, эмбриологией, физиологией, зоологией и другими, составляющими основу знаний учителя биологии средней школы.

При составлении программы были учтены как региональный компонент: так и новые технологии, используемые в процессе преподавания.


Цель — изучение жизни во всех ее проявлениях: строения, физиологии, онтогенеза и филогенеза, взаимоотношений организмов друг с другом и окружающей средой.

Задачи:

– изучить предмет, объекты и задачи биологии, научить студентов применять естественнонаучные методы на практике, анализировать результаты исследований и делать выводы;

– освоить основы медицинской протозоологии, гельминтологии, арахноэнтомологии;

– ознакомить студентов с уровнями организации живой материи, показать, что клетка является элементарной биологической системой;

– изучить основные законы хранения и передачи наследственной информации;

– изучить эволюцию раннего развития, начальные этапы эмбриогенеза различных классов животных, особенности раннего развития млекопитающих и человека;

– способствовать выработке у студентов стремления работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и формировать у студентов готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.


Цель. Дать представление об условиях воспроизведения организмов; о жизненных циклах; об этапах и процессах индивидуального развития; о биологическом возрасте; о гистогенезе, органогенезе и системогенезе; о причинах аномалий в развитии тканей и органов.

Сформировать понятия о периодах эмбрионального развития; взаимосвязи онто- и филогенеза в процессе развития; об основных чертах развития анамний и амниот; об адаптациях к условиям окружающей среды в процессе развития; о формировании систем органов в эмбриональном периоде; о становление функциональных систем в процессе развития; об особенностях пренатального развития человека и формировании и функционировании системы мать-плод; о взаимодействии клеток, тканей и органов в процессе развития.

Задачи. Раскрыть историю науки, развитие определенных направлений. Роль русских и советских ученых в развитии биологии развития. Современное состояние науки и перспективы развития, задачи биологии развития на современном этапе. Ознакомить студентов с методами исследований: морфологическими, сравнительными, гистофизиологическими (экспериментальными), эволюционными, экологическими, генетическими, возрастными, биохимическими и серологическими; получения эм-брионального материала для проведения биотестов для оценки загрязнений природной среды

Изучить периоды эмбрионального развития. Взаимосвязь онто- и филогенеза в процессе развития. Основные черты развития анамний и амниот. Адаптации к условиям окружающей среды в процессе развития. Формирование систем органов в эмбриональный период. Становление функциональных систем в процессе развития. Особенности пренатального развития человека. Формирование и функционирование системы мать-плод. Взаимодействие клеток, тканей и органов в процессе развития. Гистогенез, органогенез, системогенез. Причины аномалий в развитии тканей и органов.

Выработать у студентов навыки работы с микроскопом, микроскопической техникой, навыки приготовления препаратов, необходимых для биоэкологических исследований

Цель: дать представление о клеточном и тканевом уровне организации животных и человека; об основных типах тканей; об изменениях тканей в онто- и филогенезе: о влиянии экологических факторов на клетки и ткани; о функциональной морфологии тканей, межклеточных и межтканевые взаимодействиях; гистогенезе и регенерации тканей; формирование общих и профессиональных компетенций.

Задачи: раскрыть историю науки, развитие определённых направлений; роль отечественных учёных в развитии гистологии; современное состояние науки и перспективы развития, задачи гистологии на современном этапе; ознакомить студентов с методами гистологических исследований: морфологическими, сравнительными, гистофизиологическими (экспериментальными), эволюционными, экологическими, генетическими, возрастными, биохимическими и серологическими; сформировать у студентов навыки микроскопирования гистологических препаратов с использованием светового микроскопа.